Dirt rally ps4 обзор

Наш обзор на лучшую раллийную гонку современности

DiRT Rally — последняя на сегодняшний момент гоночная игра издательства Codemasters, известного любителям жанра по Colin McRae Rally, GRID, Toca Race Driver и F1. В последние годы продажи у этих серий были достаточно слабыми, поэтому изначально новую игру представили год назад в программе Early Access в Steam как перезапуск раллийной линейки. На фирменном движке EGO она внешне мало отличалась от предшественниц, но главным козырем разработчики заявили не картинку, а новую физическую модель — сложную и абсолютно не похожую на собратьев по жанру. Поведение машин и правда приятно удивляло отдачей и ощущениями от езды. DiRT Rally пусть и не стала самой популярной гонкой, но приобрела немало фанатов и положительных отзывов. Разработчики начали регулярно обновлять свое детище. За прошедший год игра разрослась в несколько раз и теперь получает полноценный релиз на PC, Xbox One и PS4, а также русскую локализацию от компании Бука.

DiRT Rally с первых минут дает понять, что не принимает игрока за новичка, но и к себе требует уважения. Если в специальном меню обстоятельно не изучить базовые видеоматериалы, то первый же спецучасток в Греции станет настоящим шоком. Впрочем, даже если их и посмотреть, мало что изменится — начальные гонки в любом случае придется проходить как туториал, пытаясь "вкататься" и найти свой темп. Никакой тренировочной площадки или школы пилота, как в Richard Burns Rally, здесь нет — все секреты познаются в бою. И бой этот будет очень интересным.

Управление — лучшее, что есть в DiRT Rally. Езда в игре даже на геймпаде приносит большое удовольствие. DiRT Rally не просто показывает на экране разгоны, повороты и прыжки, а через сложную физическую модель постоянно и на любом автомобиле передает игроку информацию о том, куда и с какой силой стремится машина, что позволяет ему лучше адаптироваться к дороге и заранее планировать свои действия до входа в поворот или занос. Помогает в этом и проработанная вибрация на геймпаде с множеством режимов, ставшая на современных консолях признаком любой приличной игры в жанре гонок. Благодаря подобному подходу к управлению навык езды не остается на одном месте, а постепенно улучшается и, возвращаясь на уже известные трассы, вы будете замечать, насколько увереннее с каждым разом становятся проезды по ним.

Техники вождения из ралли, показанные в меню обучения (контролируемые заносы, маятники, перенос веса, нестандартное торможение), полноценно работают в самой игре. Вместе с адекватной физической моделью от разработчиков они дают игре большой плюс в плане поддержки интереса и реиграбельности. Во всем, что касается физики, прошлые части серии, официальная игра по лицензии WRC и недавняя Sebastien Loeb Rally EVO, в сравнении с DiRT Rally выглядят довольно блекло.

А вот графически игра несколько разочаровывает. Сама по себе она стильная и красивая, но картинка отстает от современного уровня. Отчасти спасает ситуацию то, что DiRT Rally работает в 60fps и 1080p на обеих консолях и PC среднего уровня.

Раллийные спецучастки в DiRT Rally расположены в шести локациях — Греция, Монако, Уэльс, Финляндия, Швеция и Германия. Каждая отличается от остальных и требует свой собственный темп езды. Греция — это длинные змеи с кучей шпилек и постоянными заносами, Монте-Карло — опасные горные серпантины со снегом и льдом. В Уэльсе придется постоянно прыгать по кочкам и следить за скользкой грязью, а в Финляндии постоянно улетать на десятки метров с больших трамплинов через лес. Германия дает немного расслабиться своим ровным ландшафтом, а вот Швеция с ее вьющимся между сугробов желобом, наверное, самая сложная для скоростной езды территория. Специальные участки сделаны очень талантливо — они сложны, но при этом спустя десяток гонок хорошо запоминаются целыми кусками.

Особняком от обычных трасс стоит знаменитый 20-километровый Пайкс Пик в комплекте с легендарными Audi Quattro, Peugeot 206/406 и текущим рекордсменом трассы, Peugeot 208 T16 Себастьяна Леба (всего же в DiRT Rally около 50 автомобилей в разных классах от 60-х до 2010-х годов). Во время игры вы успеете проехать по различным участкам всех трасс в разное время суток, в том числе ночью, иногда в разных погодных условиях — в игре реализованы туман, дождь и снег.

Близкие по духу

Правый четыре через трамплин. Длинный левый два. Очень длинный правый два, держись левее. Сужение. Левый два с прыжком. Правый три. Длинный правый закрытый четыре. Левый шесть через ворота. Узкая шпилька. Сто пятьдесят. Финиш!

После очередного заезда в DiRT Rally встаешь, чтобы передохнуть: перед глазами все плывет, на сетчатке отпечаток убегающей вдаль дороги через лес, суставы ломит, со лба капает пот, а в голове все еще звенят команды штурмана. И мысль: «Такого реалистичного ралли, таких сложных, не прощающих ошибок спецучастков не было давно».

После гламурного фестиваля гонок по бездорожью из прошлых DiRT, где постоянно играет задорная музыка, где меню — трехмерный трейлер, по которому мы ходим, выбирая режим игры, где в приоритете гонки на багги и других внедорожных автомобилях, проходящие в живописных местах или организованные как шоу для зрителей, — после всего этого DiRT Rally на контрасте выглядит серьезно и строго. При запуске нас встречает минималистский плиточный интерфейс и мелодичная электронная музыка.

DiRT Rally не пытается красоваться, да ей это и не нужно, потому что она прекрасна внутри, в соревнованиях. Раз выехав на трассу, как будто переносишься на десять-пятнадцать лет назад — к настоящему жестокому ралли, без лишнего лоска и показухи.

Разработчики из Codemasters, кажется, внезапно развернулись и поехали обратно, вспомнив о чем-то важном. Они вспомнили о Colin McRae Rally и, по их собственному признанию, с самого начала разработки в 2012 году опирались именно на ее концепцию.

В DiRT Rally во главу угла вновь поставлены спецучастки, маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить предельно быстро. Трассы здесь узкие и опасные — не широченные полосы, как в предыдущих DiRT.

И все они основаны на настоящих раллийных треках: финский этап с его знаменитыми слепыми поворотами и затяжными прыжками, скоростной немецкий по асфальту, этап в горах Греции, со множеством шпилек и устрашающих обрывов, скользкая гололедица в Монте-Карло, снежная Швеция и лесная дорога Уэльса, где под колесами гравий мешается с грязью, а деревья буквально щекочут корпус машины.

Каждый участок неизменно становится испытанием на скорость и реакцию, их необходимо изучать, проходить, поглощать колесами раз за разом, пока они намертво не запечатлеются в памяти. Потому что ошибки тут не прощают. На первых порах сходы с трассы и разбитая машина неизбежны, и — никакой перемотки времени! — рестарт, рестарт, рестарт. Если в прошлых частях можно было выехать на трассу и освоить ее на лету, то в DiRT Rally никак не обойтись без предварительной подготовки в тренировочном заезде Shakedown.

На трассе, оставшись наедине с машиной и серией прямых и виражей, приходится полагаться только на свои навыки. А еще слушать штурмана — в ралли его еще называют вторым водителем, — единственного человека, который поможет разобраться в стенограмме гонки. Ведь даже назубок зная маршрут, сложно постоянно держать в голове цепочку из поворотов, особенно на участке длиной в пятнадцать километров. Вот почему подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны.

Далеко не все в DiRT Rally крутится вокруг спецучастков. «Восхождение на гору» по шоссе Пайкс-Пик кажется легкой прогулкой по широкой дороге, неизменно идущей под уклоном до самой финишной черты на высоте в 4301 метр над уровнем моря. Так называемая «гонка в облаках» просто захватывает дух! Однако штурман в ней не участвует, и приходится опираться на свое знание трассы: никто не предупредит, что через двести метров асфальт сменяется грунтом и нужно выбрать другую тактику.

Ралли-кросс все же не смогли обойти стороной, но он представлен в несколько ином виде, нежели в последних частях серии. И хотя разница только в построении трасс, в таком исполнении кольцевые гонки с соперниками не кажутся лишними в игре про спецучастки.

Более того, Codemasters решила главную проблему прошлых DiRT — толкотню в поворотах, — для чего пришлось немного изменить правила. Точнее, взять их из чемпионата FIA World RX, где трассы и условия гонки таковы, что по ходу состязания каждый участник должен хоть раз проехать джокер, своего рода дополнительную петлю на треке.

Как и в настоящем ралли-кроссе, джокер успешно растягивает ряды гонщиков и в большинстве случаев спасает от толкотни. И хотя компьютерные соперники, как правило, ездят по идеальной траектории, редко подрезают и почти не проявляют характер, как в Grid 2, заезды получаются не менее напряженными, чем прохождение спецучастков, а на высокой сложности и вовсе приходится бороться за каждую позицию. Всё под стать самой дисциплине, в которой мощные хетчбэки носятся как угорелые, разметывая грязь и пыль, — то есть обеспечивая настоящее зрелище.

В сетевых соревнованиях Codemasters не показала ничего особенного. Главное, что онлайн стабильно работает и быстро находит соперников, позволяя выехать против людей, «пободаться» с ними и прочувствовать борьбу корпус в корпус. Как и ралли-кросс, это скорее приятное дополнение к основному раллийному пиршеству.

Зато асинхронный мультиплеер бросает вызов постоянно. Каждый день, неделю и месяц там появляются новые испытания класса «пройти спецучасток или серию на определенной машине». Они мало отличаются от обычных заездов на время, разве только ваш результат сравнивается не с тем, что наездили боты, а с выступлениями других игроков.

А еще можно пойти наперекор всему и создать собственную лигу в любой из дисциплин, сделать ее публичной или ограничить состав участников друзьями и самому управлять гоночным сезоном, выбирая новые испытания.

В отношении DiRT Rally нужно четко понимать следующее: игра заточена в первую очередь под руль. В последние годы игроки много жаловались на плохую поддержку гоночных контроллеров в играх Codemasters.

Так же было и на стадии раннего доступа к этой игре, но разработчики оперативно пошли игрокам навстречу, и сейчас DiRT Rally поддерживает рули всех основных производителей. А обратную отдачу сбалансировали так, что она больше не страдает от «эффекта гидроусилителя» и излишней чувствительности.

С другими устройствами водить намного сложнее. Конечно, можно подключить геймпад или по старинке мучить клавиатуру, но наклона стиков и тем более нажатия «вкл./выкл.» на стрелочках не хватает, чтобы как следует почувствовать автомобиль в повороте.

Модель поведения машины в игре, физика покрытия и прочие технические детали для DiRT Rally переписывались с нуля. Разработчики начали с простого переноса механик из DiRT 3, но быстро поняли: что-то здесь неладно. Они следовали принципу «на средних скоростях раллийный автомобиль может водить кто угодно — вот на высоких это уже испытание».

Именно так машины и управляются. У каждой из них свой характер, а повышение мощностей не обязательно означает занос на дороге. Лишь культовая Lancia Stratos и другие заднеприводные машины ходят из стороны в сторону, приучая плавнее работать с педалью газа. Да и в целом скольжение здесь — не беда, а инструмент. Иногда в крутые повороты так заходить быстрее, а некоторые шпильки без ручника и вовсе не осилить.

DiRT Rally отражает суть ралли как самой зрелищной и динамичной дисциплины автоспорта лучше, чем официальная WRC от итальянских разработчиков Milestone. Кого-то может огорчить невозможность примерить шлем любимого Себастьена Ожье и других раллийцев. Но от отсутствия отягощающих разработку лицензий DiRT Rally только выиграла. В первую очередь — с точки зрения геймплея.

Как и положено в этом виде автоспорта, нужно приспосабливаться под каждое покрытие трассы. И тут уж никакой фотореалистичный дождь с грозой из Project CARS или аквапланирование из Forza Motorsport даже в сравнение не идут со всеми ситуациями, возможными в DiRT Rally.

Сухой грубый гравий, вязкий гравий с грязью, пыльный грунт, цепкий асфальт, гололедица — с каждой поверхностью автомобили контактируют по-своему. Выезжая в ливень, осторожничаешь, в мокрый снег ко всему прочему добавляется туман, и начинает не хватать видимости. Что уж говорить о ночи, когда в непроглядной темноте, пропустив крутой поворот, улетаешь с обрыва.

Поломанную машину нужно чинить. Если она перестает заводиться в гонке, это можно сделать моментально, получив солидный штраф ко времени. В серии соревнований на ремонт мелких поломок между заездами накладывается лимит в условные тридцать минут или час, за которые не особенно-то много отладишь.

Процесс можно ускорить, наняв квалифицированных механиков. Это ускоряет и получение модификаций для автомобиля, открывающихся автоматически — достаточно проехать определенное количество километров, — а вот повышение той же мощности дает не такое значительное, чтобы этим озабочиваться.

В условиях непрекращающихся испытаний, которые устраивает вам игра, большое значение приобретает настройка машины перед гонкой. Со временем понимаешь, как важно правильно менять баланс веса на грунте или гравии, насколько эффективна жесткая подвеска на асфальте. Главный вывод, к которому подводит игра, — настройками пренебрегать не следует, ведь правильно откалиброванная машина может отвоевать несколько лишних секунд.

Когда же видишь все именитые автомобили, начиная с эпохи шестидесятых и кончая современностью, то просто глаз радуется. Они поделены на классы, среди которых R4, F2, Group B, автомобили для «восхождения на гору» и ралли-кросса. Представлены чемпионские Subaru Impreza Колина Макрэя и Ричарда Бернса, Citroen C4 Себастьена Леба, все знаковые Lancia, старенький Ford Escort Mk.II, полноприводная Audi Quattro S1 и другие. Кажется, все любимые автомобили собрались, нам на радость, в одном месте. Не хватает разве что засветившейся в DiRT 3 Alpine-Renault A110, но это уже мелочи.

Эксперимента ради DiRT Rally выпустили в раннем доступе полгода назад. Тогда Codemasters переживала не лучшие времена. Увольнения, смена руководителя, финансовые проблемы — новости об этом появлялись чаще, чем сведения о новых играх англичан. Всего один неверный шаг мог обернуться крахом, поэтому они решили сперва прощупать почву — и не прогадали. Уже тогда после завершения очередного заезда закрадывалась мысль, что к проекту приложил руку профессиональный гонщик уровня Колина Макрэя.

И она оказалась недалека от истины. Не кто иной, как главный дизайнер проекта, регулярно участвует в ралли в качестве штурмана. Его же голос ведет нас по маршрутам в DiRT Rally. Зовут его Пол Коулмен. В Codemasters он с начала двухтысячных и в разработке Colin McRae Rally тоже участвовал.

Чуть позже, став штурманом, Коулмен, по его словам, по-новому взглянул на многие элементы гонок, которые не получалось должным образом реализовать в играх. С тех пор он загорелся идеей сделать самый реалистичный раллийный симулятор. Коулмен уверен, что сейчас время симуляторов, время перемен.

Эксперимент определенно удался, и мы полагаем, что о Поле Коулмене услышим еще не раз.

Проблема DiRT Rally кроется в ее неимоверной сложности. Еще на стадии раннего доступа игроки прозвали ее «Dark Souls от мира гонок».

Надо сказать, есть за что. Карьера здесь строится так: мы участвуем в нескольких соревнованиях и, набрав достаточное количество очков по итогам, переходим на следующую стадию. Но если поначалу мы сами не можем удержаться на узких маршрутах и финишируем с минутным отставанием, то по мере роста сложности приходит осознание того, что здесь мало чисто проходить участки — нужно проходить их быстро, очень быстро. А на то, чтобы этому научиться, может уйти добрый десяток часов.

На прекрасную подборку автомобилей большую часть времени в режиме карьеры облизываешься просто потому, что кредиты здесь зарабатываются ой как непросто. И при этом все машины сразу доступны в свободных заездах.

В мультиплеере же позволяют перезапустить лишь соревнования из серии спецучастков, но только заново, с самого первого маршрута. То есть пока не вызубришь все трассы, соваться в онлайн вообще не стоит. Вот уж и правда — Dark Souls от мира гонок.

При этом нужно понимать, что сложность тут возмещает небольшое количество соревнований. Шесть стран, пусть и с длинными спецучастками (каждый проходится в среднем за 4—10 минут), шоссе Пайкс-Пик и три трассы для ралли-кросса: английский Лидден-Хилл, шведский Хeльес и норвежский Хелль — кажется, что этого мало. Правда, и на них мастерство можно оттачивать до бесконечности.

Теперь можно сказать однозначно: Codemasters удалось создать подлинную наследницу Colin McRae Rally — несколько иную, местами более жесткую и суровую, но отвечающую духу знаменитой предшественницы.

DiRT Rally заставляет упорно учиться, переживать свои неудачи, злиться на чрезмерную сложность и терпеливо копить на автомобили. Но как только ты здесь чего-то добиваешься, ты понимаешь — оно того стоило.

Мы получили ралли, которое заслужили, симулятор, который давно ждали, — DiRT Rally с протяженными, узкими, как лезвие бритвы, опасными спецучастками, с захватывающим дух «восхождением на гору», с динамичными кольцевыми гонками. Иронично, но гонка без лицензии на Чемпионат мира по ралли сумела обозначить новый уровень реализма в жанре!

Британцев из Codemasters не зря прозвали королями раллийных гонок: вот уже 20 лет они упорно работают над серией Colin McRae Rally, которая в итоге переросла во всем известную DiRT. В последние годы, однако, нельзя не заметить их метания из крайности в крайность. Сначала студия решила с помощью гламурной DiRT 3 и угарной Showdown приобщить к грязевым ваннам казуалов. Затем, будто вспомнив о старых фанатах, выпустила хардкорную DiRT Rally, которая своей сложностью отпугнула многих старых поклонников. Куда авторы зарулили в этот раз — и вписались ли в поворот?

И нашим и вашим

С первых же минут видно, что Codemasters пытаются усидеть на двух стульях сразу. DiRT 4 предлагает два режима управления и две абсолютно разные философии вождения: Gamer и Simulation. Первый вариант создан для любителей аркадных соревнований — здесь они будут чувствовать себя максимально комфортно. Второй проведёт геймеров через все тяготы, невзгоды и испытания, выпавшие на долю настоящего раллийного гонщика. Тут машина будет уже далеко не такой послушной, а игра — не столь всепрощающей. Малейшая оплошность или невнимательность может привести к близкому знакомству с деревом, кустом и забором.

Но для начала вам предложат пройти необязательный курс обучения в так называемой DiRT Academy. Просторная площадка прекрасно подходит для оттачивания техник и достижения совершенства в управлении авто. В этом поможет ряд познавательных видеоуроков и практических занятий, пропускать которые не рекомендуется даже опытным фанатам ралли — почерпнёте для себя много нового. Всё разъясняется понятно и доступно, если, конечно, вы владеете английским языком — DiRT 4 по каким-то причинам не стали переводить на великий и могучий.

Ралли грязи не боятся

В игре присутствует полноценная карьера, разделённая на четыре режима: ралли, Landrush, ралли-кросс и ралли на классических машинах. С первым всё понятно: традиционная езда по сложным и извилистым спецучасткам в попытках показать лучшее время. Landrush предлагает погонять на багги и внедорожниках по грязным кольцевым трекам. В дисциплине ралли-кросс трассы тоже кольцевые, но сочетают как грунтовые, так и асфальтированные участки.

Отдельным пунктом вынесен Joyride, знакомый поклонникам по предыдущим частям. Старину Кена Блока вместе с его Джимханой на этот раз на вечеринку звать не стали, ограничившись всего двумя видами дополнительных развлечений: уничтожением пенопластовых блоков и ездой по импровизированным маршрутам.

Но как бы ни старалась Codemasters разнообразить новую игру, по-настоящему интересно в DiRT 4 только во время ралли. Маневрирование по узеньким и коварным спецучасткам, как и раньше, заставляет переключить абсолютно всё своё внимание на дорогу и голос верного проводника — штурмана. После такого напряжения езда по кольцевым трекам в Landrush и ралли-кросс не приносят практически никакого удовольствия — это как пересесть с американских горок на детскую карусель.

Независимо от того, выберете ли вы Gamer или Simulation, всё равно будет доступен дополнительный список настроек и помощников вроде АБС и контроля устойчивости. Можно также подобрать уровень мастерства ИИ и количество доступных рестартов. Использовать последние придётся частенько, так как фирменную систему флэшбеков, позволяющую отматывать время вспять, в четвёртой части оставили за кадром. Если «посчастливится» влететь в дерево, придётся либо начинать всё сначала, либо добираться до финиша с пробитым колесом и едва живым двигателем. Большое количество настроек позволит получать наслаждение как новичкам, так и ветеранам. Совсем уж жести уровня DiRT Rally ждать не стоит даже на Simulation, но подавляющему большинству геймеров местной сложности хватит с головой.

Интереса в карьерный режим добавляет система экономики и менеджмент команды. Заработанные в гонках деньги дают потратить на покупку новых автомобилей, наём инженеров, штурманов и даже PR-менеджеров. Не стоит забывать вкладываться и в развитие команды: лучшие детали и инструменты позволят в дальнейшем улучшить характеристики авто, новая столовка повысит настроение подчинённых, а расширение гаража будет весьма кстати, когда автопарк начнёт стремительно разрастаться. Печалит лишь отсутствие какой-либо визуализации. То есть, вы знаете, что вложились в новую зону отдыха для персонала, но оценить результат наглядно — ни-ни. Весь менеджмент — просто набор слов и характеристик. Но это далеко не главная проблема игры.

Проблемные участки

При всём своём кажущемся на первый взгляд разнообразии DiRT 4 заметно страдает от недостатка контента. Из-за ужесточившихся правил выдачи лицензии WRC в игре отсутствуют новейшие модели машин и знаменитые гонщики, а представленные реальные маршруты проходят лишь в пяти регионах: США, Испании, Австралии, Швеции и Уэльсе. Будто в качестве извинения Codemasters добавила систему Your Stage — этакий генератор трасс, создающий новые спецучастки нажатием одной кнопки (нужно лишь заранее выбрать длину и сложность). К тому же никто не отменял мультиплеер, а если и этого покажется мало — игра периодически подбрасывает новые ежедневные, еженедельные и ежемесячные соревнования.

С технической стороной тоже не всё так гладко, как хотелось бы. Было время, когда серия DiRT радовала передовой картинкой. Увы, оно осталось позади: новая часть выглядит неплохо, но до современных стандартов явно не дотягивает. Особо подкачала растительность, на которую, правда, обращаешь внимание только при просмотре повторов. Зато эффекты пыли и грязи смотрятся на редкость правдоподобно — несколько минут езды по грунтовой дороге и ваш автомобиль из прилизанного болида превращается в грязевой ком на колёсах. В парк-сервисе даже появилась услуга мойки машины, которая, к слову, несёт не только эстетический характер — спонсоры не любят, когда их логотипы покрыты слоем пыли.

Весело и сердито

Новый DiRT — это игра-компромисс. Богатые настройки и два разительно отличающихся между собой режима вождения позволят получить наслаждение от езды как профи, так и новичкам. Codemasters оставили позади безудержное веселье DiRT 3 и Showdown и вернулись к более строгим и серьёзным корням.

Перед нами качественная — хоть и не без недостатков — раллийная гонка, которую можно смело посоветовать всем поклонникам жанра. Тем более что достойных конкурентов у неё попросту нет.

Достоинства:

  • достоверное поведение автомобиля на трассе;
  • большое количество настроек управления;
  • генератор трасс Your Stage;
  • занимательный менеджмент команды;
  • доступность для новичков;
  • разнообразие игровых режимов.

Недостатки:

  • быстро надоедающие режимы Landrush и ралли-кросс;
  • отсутствие новейших машин WRC;
  • небольшое количество трасс и контента в целом;
  • немного устаревшая графика.

Выходные данные

  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: Codemasters
  • Издатель: Codemasters
  • Дата выхода в России: 9 июня 2017 года
  • Локализация: отсутствует
  • Похожие игры: DiRT Rally, серия WRC, Sebastien Loeb Rally Evo
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, если любите гоночные игры

[an error occurred while processing the directive]
Карта сайта